Суровая правда цифр

По данным ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР, Москва, аграрный консалтинг) Олега Суханова, в России всего 39 станций хранения зерна, но даже такое малое для России количество загружено не полностью. В сезоне рекордно высокого урожая 2008/09 года каждая из них «подняла в вагоны» свыше 100 тыс. т зерна. Это означает, что средняя станция с элеваторной мощностью 50-75 тыс. т сделала по полтора-два оборота. Все 39 российских станций погрузили в вагоны более 7 млн т зерна. Причем половина отгрузок пришлась всего на 12 крупнейших станций. Из них 9 находятся в Ставропольском крае, 1 – в Краснодарском, 2 – в Тамбовской области.

В дополнение к этому резко возросли тарифы на железнодорожные перевозки, что сделало привлекательным автомобильный транспорт. Теперь грузовики доставляют зерно минуя элеваторы непосредственно конечным потребителям – экспортным терминалам и перерабатывающим предприятиям, говорит Суханов.

Большое количество перевозок зерна автотранспортом уже привело к резкому падению загрузки и оборота основных элеваторов и снижению их капитализации. Особенно это касается Краснодарского края. «Разумеется, важную роль здесь играет отношение правительства РФ к фактической монополизации железнодорожных перево-зок и исключительно теоретическая возможность применения антимонопольного законодательства», – анализирует эксперт.

Суханов указывает также на препятствия для входа нового игрока на этот рынок. Основное из них – это плотная конкуренция. На ряде станций параллельно с элеваторами работают одна или несколько отгрузочных площадок, которые и «делают рынок». Большинством элеваторов управляют крупные холдинговые компании и управленческие команды, которые не намерены делиться своим бизнесом. «Многие внешне привлекательные элеваторные объекты на деле являются частью большого зернопроизводящего и зерноперерабатывающего холдинга, так что барьеры для входа могут оказаться практически непреодолимыми. Придется целиком покупать холдинг или всю его региональную часть со всеми аграрными активами», – предупреждает Суханов.

В ближайшие 3-5 лет следует ожидать формирования порядка 5-10 устойчивых маршрутов от элеваторов к Новороссийску и другим портам, предполагает эксперт. Это повлияет на географию размещения элеваторов.