Теория и практика.

После того, как урожаи зерновых начали бить рекорды, а государственные интервенции значительно увеличили запасы зерна, многие чиновники стали говорить о нехватке в России элеваторных мощностей и необходимости строить новые объекты. Но, как видно из слов экспертов, строительство и эксплуатация элеваторов оказывается не таким выгодным делом, как кажется на первый взгляд.

По словам Алексея Князева, генерального директора АПК «Стойленская Нива» (Белгородская область, производство хлебобулочных и кондитерских изделий и переработка зерна), на сегодняшний день элеваторный бизнес не демонстрирует и 20%-ной рентабельности. По расчетам специалистов компании, стоимость строительства элеватора емкостью 60 тыс. т достигает $12 млн ($200/т). Тогда как прибыль от оказания услуг даже при полной загрузке будет составлять максимум $1-1,5 млн/год. Соответственно, велика вероятность, что доходов будет меньше.

Генеральный директор «Рус-грейн Холдинга» (Воронежская, Ростовская, Омская области; 87 тыс. га, растениеводство, животноводство, хранение и переработка сельхозпродукции) Алексей Верхотуров приводит похожие цифры. По его данным, строительство элеватора стоит от $200-400/т. По мнению руководителя, целесообразно возводить мощности емкостью не менее 100 тыс. т, меньше – невыгодно. Строительство одной тонны хранения такого объекта обойдется, по последним расчетам специалиста, примерно в $271.

При таких расходах быстро «отбить» вложения не удастся, сожалеет Верхотуров. «За приемку и отгрузку зерна можно брать примерно $20, а за месяц хранения 1 т – всего $2-2,5. Вместе с некоторыми другими платежами доход от элеваторной деятельности за 5-6 месяцев, в течение которых обычно хранят зерно, составляет $32-36/т зерна. Если принять во внимание ставку дисконтирования (а сегодня ставка по кредитам в среднем 14%), то окупаемость проекта строительства намного больше 10 лет, поясняет специалист.

В то же время он сомневается в наличии дефицита зернохранилищ. «Элеваторов на самом деле пока хватает, гораздо важнее проблема их обветшалости. Большинство объектов были построены в 1970-е годы и уже не способны принимать зерно в прежних объемах», – говорит он.

По мнению генерального директора компании «Ивантеевский Элеватормельмаш» (Московская область, производство транспортного и погрузочного оборудования) Любови Друзьяк, еще одна проблема российских элеваторов в том, что они строились в районах потребления зерна, в то время как за границей их сосредотачивали в портах. Для решения вопроса необходимо приблизить наши элеваторы к производителю и портам, считает она.

Дело в том, что сменились районы производства зерна, поясняет специалист. «Те регионы, которые имели деньги (в основном нефте- и газодобывающие), поддерживали сельхозпроизводителя, в том числе спонсируя строительство элеваторов. Поэтому вышло так, что мощностей на самом деле хватает, но находятся они не в том месте, где нужно. К тому же сейчас активно возводят металлические элеваторы, а дорогих больших бетонных объектов, которые лучше сохраняют зерно, как раз недостаточно», – сетует Друзьяк.

Суханов подтверждает факт массового строительства сельхозпроизводителями современных металлических мини-элеваторов и напольных зернохранилищ для хранения зерна и масличных. Такая тенденция, по его данным, полностью совпадает с общемировой практикой. «Доставшаяся нам в наследство от советской мобилизационной экономики традиционная система хранения и отгрузок зерна крупными элеваторами будет окончательно подорвана, – не сомневается он. – Крупные элеваторы станут хранить госрезерв, зерно интервенционного фонда (это крайне нестабильный и непредсказуемый бизнес), а также быстро накапливать и отгружать зерно на маршруты». Остальное зерно, идущее на внутренние нужды, будет храниться у сельхозпроизводителей и переработчиков.

Андрей Сизов-младший, управляющий директор центра «Сов-Экон» (Москва, сельскохозяйственный консалтинг), считает, что ситуация с элеваторами понемногу улучшается. Во-первых, инвестировать в мощности по хранению стали агрохолдинги (особенно это заметно в Черноземье). Во-вторых, в этом году федеральный бюджет начал субсидировать ставки по кредитам на строительство элеваторов, что может способствовать некоторому росту инвестиций. Однако существенного увеличения мощностей по хранению эксперт все же не ожидает, так как элеваторный бизнес остается в целом малорентабельным, а вложения в него интересны в первую очередь в связке с трейдингом или растениеводством.